2016-06-24

Марсоход Curiosity обнаружил "неожиданный" минерал на Марсе

Марсоход Curiosity обнаружил в одном из камней на поверхности Марса следы минерала тридимита, который ученые не ожидали найти на красной планете, сообщает НАСА.

"На Земле тридимит возникает при очень высоких температурах в ходе процесса, который мы называем "кремнеземным вулканизмом". Гора святой Елены в штате Вашингтон и вулкан Кикаи в Японии – яркие примеры такого вулканизма. Сочетание большой доли кремнезема и высоких температур в таких вулканах порождает тридимит. Он оказался на дне озера в кратере Гейл в результате эрозии вулканических пород", — объясняет Ричард Моррис (Richard Morris) из Центра космических полетов НАСА имени Джонсона в Хьюстоне (США).

Как объясняют Джонсон и его коллеги, открытие тридимита на Марсе стало полной неожиданностью для астрономов и геологов, так как ученые считали, что на Марсе доминировала другая форма геологической активности – так называемый базальтовый вулканизм. Он характеризуется большим содержанием железа и других металлов в лаве, более высокой плотностью извергаемых пород и, соответственно, более спокойным характером извержений.

По всей видимости, вулканы на Марсе тоже периодически взрывались и устраивали мощные "хлопки" во время извержений – изучая один из камней в точке под названием "Бакскин" у подножия горы Шарп в июле прошлого года, Curiosity обнаружил в нем тридимит.
Его присутствие, по словам ученых, невозможно объяснить ничем иным, кроме как вулканической деятельностью – все их попытки заставить тридимит сформироваться в лаборатории при низких температурах и давлениях закончились неудачей. Это означает, что Марс, скорее всего, пережил заметно более бурную вулканическую юность, чем мы считаем сегодня, и является более сложной планетой с геологической точки зрения.