2005-12-19

Куда захороним ядерное топливо?

Восьмого декабря, во время пребывания на ЧАЭС, президент Украины В.Ющенко, отвечая на вопрос журналиста о возможности размещения на территории Украины отработанного ядерного топлива из других государств, заявил, что готов изучить и принять политическое решение о захоронении на территории Чернобыльской зоны иностранного ОЯТ в случае положительной оценки экспертов и после общественного обсуждения этого вопроса. Такое заявление немедленно было использовано различными политическими силами (от «зеленых» до коммунистов) для гневных обвинений В.Ющенко в предательстве национальных интересов и собственного предвыборного пиара. На мой взгляд, президента нужно поблагодарить за то, что он инициировал общественное обсуждение такой важной темы и привлек к ней внимание, надеюсь, и правительства Украины.

Отработанное ядерное топливо в соответствии с Законом Украины «Об обращении с радиоактивными отходами» не относится к радиоактивным отходам, так как оно может быть переработано в топливо для АЭС и в связи с этим рассматривается как ценное энергетическое сырье.

В мире существуют три подхода к решению проблемы обращения с ОЯТ: переработка с целью извлечения полезных компонентов и снижения активности захораниваемых радиоактивных отходов (РАО); прямое захоронение без переработки; длительное хранение, при котором выбор способа обращения с ОЯТ откладывается на более поздний срок.

Каждый из подходов имеет свои преимущества и недостатки. Так, извлеченные в результате переработки плутоний и уран используются при производстве свежего ядерного топлива. Существенным фактором является и то, что радиохимическая переработка ОЯТ приводит к уменьшению объемов высокоактивных отходов, которые должны быть захоронены.

Государства, имеющие масштабные ядерные программы, используют разные подходы относительно обращения с ОЯТ своих атомных станций. США, Канада и Финляндия планируют прямое захоронение отработанного ядерного топлива. Великобритания, Франция, Россия и Япония осуществляют его переработку с последующим окончательным захоронением остеклованных высокоактивных отходов. Остальные государства осуществляют временное длительное хранение ОЯТ в специальных хранилищах и откладывают принятие решения на более поздний срок.

В ноябре 2004 года был опубликован отчет Специального комитета при Агентстве по атомной энергии Японии. В нем впервые официально приводится сравнение стоимости двух технологий. По этим данным прямое захоронение ОЯТ без переработки будет стоить в 1,5-1,8 раза дешевле. Это подтверждает перспективность подходов, определенных в США, Финляндии и Швеции в качестве национальных стратегий. Вместе с тем следует отметить, что до настоящего времени ни одно из государств не осуществило захоронение ОЯТ в промышленных масштабах. Кроме того, практика показывает, что при рассмотрении стоимостных оценок необходимо учитывать политическую ситуацию, национальную практику принятия решений, степень овладения современными технологиями в этой области.

Что касается Украины, то наше государство является уникальным и в отношении обращения с отработанным ядерным топливом. С одной стороны, ОЯТ реакторов ВВЭР-440 отправляется на переработку в РФ, на что ежегодно расходуется от 70 до 120 млн. долл. Из этих денег только около 50 процентов идет на оплату работ по переработке топлива, остальные средства — прямые инвестиции Украины в ядерно-топливный цикл РФ. А с другой стороны, принято решение, что ОЯТ украинских реакторов должно храниться на территории Украины. Сухое хранилище для него введено в эксплуатацию на площадке ЗАЭС, предпринимаются шаги к реализации проекта строительства Централизованного хранилища для ОЯТ (ЦХОЯТ) Украины «сухого» типа, назначение которого — обеспечение безопасного длительного хранения отработавших свой срок тепловыделяющих сборок реакторов ВВЭР-440 и ВВЭР-1000. Объем хранилища должен обеспечить размещение и хранение всего ОЯТ АЭС Украины, которое образуется за период их промышленной эксплуатации.

В любом случае вопрос строительства хранилища для окончательного захоронения высокоактивных отходов в Украине стоит очень остро, поскольку 2010 год, когда начнется возврат из РФ высокоактивных отходов после переработки нашего ОЯТ, не за горами. А состояние дел у нас в этом направлении — нулевая стадия, если учесть отсутствие работы с общественностью и местными органами власти, без одобрения которых решение принято быть не может в соответствии с новым Законом «О порядке принятия решений по размещению, проектированию и строительству ядерных установок, объектов для обращения с радиоактивными отходами, имеющими общегосударственное значение».

Захоронение высокоактивных РАО в глубоких геологических формациях объявлено в качестве основной технической стратегии практически во всех странах, имеющих масштабные ядерные энергетические программы. Пока только два государства — США и Финляндия точно определили места для строительства таких хранилищ. Так, США выбрали в качестве геологической среды вулканический туф (площадка Юкка Маунтин, штат Невада), Финляндия — кристаллическую гранитную породу (площадка Олкилуото). В некоторых странах определили в качестве геологической среды гранит, в других — комбинацию гранита и глинозема, в Германии — пласт соли. В этих государствах идет процесс выбора подходящих площадок. Как с научной, так и технической точек зрения можно утверждать о надежной изоляции РАО в таких хранилищах на весь период, в течение которого они представляют значительную опасность.

Со времени принятия Закона Украины «Об обращении с радиоактивными отходами» прошло 10 лет. В соответствии со статьей 4 финансирование работ по обращению с РАО, в том числе проведение научно-исследовательских работ, связанных с выбором площадки для окончательного захоронения высокоактивных РАО, проектированием и строительством такого хранилища, должны осуществляться из Государственного фонда обращения с РАО. Фонд должен формироваться за счет специальных отчислений производителей радиоактивных отходов…

За это время в Украине сменилось семь правительств, и только в ноябре этого года в Верховной Раде наконец-то зарегистрирован законопроект о Государственном фонде, внесенный одним из народных депутатов. Правительство Ю.Тимошенко запланировало в мае этого года заслушать на своем заседании вопрос о ситуации с РАО в Украине. Но вопрос переносился с одного заседания на следующее, в результате год заканчивается, вопрос не заслушали, а воз и ныне там, хотя заинтересованные ведомства подготовили содержательные материалы на эту тему и предложения по правительственным решениям, которые нужно принимать немедленно, потому что завтра будет поздно. А между тем из-за хронического отсутствия денег в госбюджете Комплексная программа обращения с РАО в Украине не выполняется. Количество проблем увеличивается с каждым днем, на площадках АЭС хранилища для временного хранения низкоактивных и среднеактивных РАО скоро заполнятся. И в то же время, отправляя ОЯТ на переработку в Россию, инвестируем российский ядерно-топливный цикл, не аккумулируя средства для решения насущных проблем, а у правительства постоянно находятся дела поважнее…

Пока ясно одно — действовать надо немедленно, и теперь вся надежда на президента Украины В.Ющенко, потому как уже очевидно — только его вмешательство заставит правительство принимать решения по давно перезревшим вопросам в отношении ОЯТ и РАО Украины.