2006-08-17

Кому достанется украинский коксующийся уголь?

Во время недавнего визита в Донецк премьер-министр Виктор Янукович высказал мнение, что для нормальной работы металлургического комплекса следовало бы построить цепочку, в которой шахты, добывающие коксующийся уголь, стали бы собственностью металлургических холдингов. Наибольший эффект, по мнению премьера, будет, если владельцами шахт станут металлургические холдинги с обязательным присутствием в их структуре коксохимзаводов. В то же время Янукович не исключил и возможности создания вертикально интегрированных холдинговых компаний по добыче коксующегося угля.

Начальник отдела по работе с портфельными инвесторами инвестиционной компании «Арт-Капитал» Владимир Оваденко сообщил УНИАН, что в покупке украинских шахт, добывающих коксующийся уголь, могут быть заинтересованы, в частности, «Метинвест Холдинг» или Mittal Steel, собственник ОАО «Миттал Стил Кривой Рог» (напомним, что еще в конце 2005 года, после покупки «Криворожстали», представитель Mittal Steel заявил, что теперь эта металлургическая мега-империя заинтересована и в покупке украинских угольных шахт, добывающих коксующийся уголь). Интенсивность противостояния между потенциальными участниками будет зависеть от того, насколько честными и прозрачными будут условия конкурса.

Комментируя высказывания премьер-министра относительно необходимости приватизации шахт и формата этой приватизации, эксперт отметил, что «Метивест Холдинг» вполне может быть заинтересован в приобретении дополнительных дешевых угледобывающих активов, в первую очередь, способных добывать коксующийся уголь высокого качества. Хотя у него уже имеются угледобывающие активы: Краснодонуголь, Павлоградуголь, шахта «Комсомолец Донбасса», а также крупные пакеты (и вероятнее всего, контроль) в на обогатительных фабриках «Добропольская» и «Октябрьская». По мнению Оваденко, наиболее привлекательными активами могут стать госпредприятия «Донецкуголь» и «Макеевуголь», а также «Красноармейскуголь», «Дзержинскуголь», «Артемуголь» и «Орджоникидзеуголь».

Эксперт также подчеркнул, что нельзя ограничивать круг потенциальных владельцев шахт только вертикально-интегрированными компаниями, металлургическими холдингами или еще по какому-либо критерию. Задача правительства, по его мнению, инвентаризировать имеющиеся угледобывающие активы, выделить три группы шахт: подлежащие приватизации; подлежащие закрытию и остающиеся в собственности государства (так сказать, стратегический резерв), а также организовать максимально прозрачный приватизационный конкурс (как это было с «Криворожсталью» в 2005 году).

При этом В.Оваденко высказал мнение, что «желание обозначить формат приватизации шахт (с участием металлургических компаний) позволяет говорить о наличии признаков лоббирования определенных бизнес- интересов». По мнению эксперта, угольная промышленность Украины относится к числу наиболее проблемных. Реорганизовать отрасль следовало бы уже давно, но заметных успехов в этом направлении до сих пор нет. Угледобывающие предприятия объединены в 35 вертикально интегрированных холдинговых компаний (ХК). В дополнение к этому функционируют 14 независимых шахт, которые не входят в структуру холдингов. В собственности государства 33 из 35 холдингов и 12 из 14 независимых шахт. Сейчас коксующийся уголь поставляется непосредственно конечным потребителям по прямым контрактам. Тем не менее, рынок угля жестко контролируется государством: процедуры определения объемов добычи и оптовых (закупочных) цен являются непрозрачными. Высокую себестоимость отечественного угля определяют следующие факторы: значительная глубина залегания; невысокая мощность пластов; сложные геологические условия добычи. За последние три года объем ежегодных государственных дотаций отрасли составил около $640 миллионов. В 2006 году он, по нашим оценкам, превысит $770 миллионов, что составит свыше $13 на одну тонну добытого в стране угля, сказал Оваденко.

Таким образом, подчеркнул эксперт, закрывать нерентабельные шахты и сокращать государственное финансирование убыточных шахт просто необходимо. Также, по его мнению, нужно создать прозрачные условия игры на угольном рынке, чтобы сделать отрасль интересной и для иностранных инвесторов.