2007-07-13

Долой инвестора?

Без малого 60 млн. грн. могут составить ежемесячные потери госбюджета Украины из-за непродуманных действий отдельных чиновников Минприроды и руководителей НАК «Недра Украины».

14 мая все газо- и нефтедобывающие компании-инвесторы, работающие на одном из крупнейших в Украине Сахалинском нефтегазоконденсатном месторождении (Харьковская обл.), были вынуждены прекратить опытно-промышленную разработку залежей. И все это время потребители в нашей стране ежесуточно недополучают 1,2 млн. кубометров газа, 100 т газоконденсата и около 100 т нефти. Ориентировочные потери госбюджета могут составлять почти 60 млн. грн. в месяц.

Если ситуация не разрешится в ближайшее время и недопоступления в казну продолжатся, это может привести к социальной напряженности в обществе, поскольку возможны задержки пенсий и других выплат, а также удорожание нефтепродуктов.

Некоторые аналитики полагают, что в сложившейся ситуации повинны отдельные работники Минприроды. И даже делаются предположения, что дестабилизация работы на Сахалинском месторождении может быть выгодна некоторым должностным лицам, которые, не хочется верить в это, склонны путать государственный карман с личным.

Впрочем, обо всем по порядку. С 1980 года геологическим изучением и опытно-промышленной эксплуатацией Сахалинского месторождения занималось предприятие «Полтаванефтегазгеология», имевшее на то специальное госразрешение. Эта структура является дочерним предприятием Национальной акционерной компании «Недра Украины».

В свое время из-за нехватки бюджетного финансирования работы прекратились, и месторождение фактически бездействовало около двух десятилетий. И лишь с привлечением инвесторов ситуацию удалось изменить в лучшую сторону. Были отремонтированы старые скважины, построены и введены в эксплуатацию новые. Сооружены установки комплексной подготовки газа, проложены трубопроводные системы, подведены дороги.

В общем в обустройство месторождения вложены значительные средства. (Для ориентировки: по одной из участвующих в проекте компаний известно, что ее инвестиции в «Сахалинку» превысили 400 миллионов гривен.) В достаточно короткое время удалось наладить эффективную хозяйственную деятельность, продемонстрировать высокую доходность бизнеса.

Однако, как уже говорилось, 14 мая 2007 года все инвесторы получили предписание прекратить работы на месторождении, так как Минприроды отзывает спецразрешение на проведение работ. Поскольку схема сотрудничества, благодаря которой удалось реанимировать «Сахалинку», никогда ни у кого не вызывала претензий, то были все основания полагать, что разрешение на разработку недр либо продлят (т. е. вновь отдадут «Полтаванефтегазгеологии»), либо проведут аукцион по ее продаже. Тем более что компании-инвесторы неоднократно заявляли о готовности самим приобрести у государства право на ведение добычи на «Сахалинке». К слову, «Укрнефть» даже озвучила свою стартовую цену — 300 миллионов гривен.

Но, похоже, чиновников Минприроды не заинтересовала перспектива пополнить бюджет продажей разрешения. И было принято решение, которое, как предполагают аналитики, может быть выгодно отдельным людям, но не всему государству: документ переоформили на НАК «Недра Украины».

В результате компании-инвесторы, имевшие договора о партнерском сотрудничестве с «Полтаванефтегазгеология» (а оно, напомним, является дочерним предприятием нового хозяина прав на разработку недр), остались ни с чем.

Однако по большому счету разрешение не поменяло прописку, поскольку оно все равно остается в структуре подконтрольной Минприроды. И трудно найти сколь-либо логичное объяснение нововведению, с точки зрения защиты государственных интересов. Заявления Минприроды о том, что спецразрешение якобы было отозвано по причине недостаточности средств у «Полтаванефтегазгеологии», звучат не очень убедительно.

Тогда что уже говорить о НАК «Недра Украины», которая в 2006 году декларировала убытки? Это во-первых. А во-вторых, совместная с инвесторами деятельность на месторождении как раз обеспечила прибыльность самой «Полтаванефтегазгеологии», которая до этого действительно была в «минусах».

Похоже, что как и в прежней ситуации, роль госструктуры как владельца спецразрешения будет сводиться исключительно к тому, чтобы регулировать и управлять финансовыми потоками. Но только не поменяют ли эти потоки свое направление? Вопрос, разумеется, риторический.

Далее события развивались весьма интересно. 25 июня представитель наблюдательного совета НАК «Недра Украины» озвучил намерения компании выставить на аукцион до конца года 70 месторождений по Украине. Тогда уместен вопрос: что же помешало начать торги еще в мае — с Сахалинского месторождения? Ведь и потенциальные покупатели имелись. И суммы они были готовы платить отнюдь не копеечные. Так почему же дело не сдвинулось?

По всей видимости, высказывают предположение аналитики, сделать первый конкретный шаг некоторым руководителям действительно боязно. Дескать, куда легче прикрываться оптимистичными планами на будущее и декларировать, какие громадные суммы собирается выделить бюджет на проведение геологоразведочных работ. Но поверят ли в такие обещания специалисты?

От всей этой истории остается ощущение, что инвесторам, вложившим немалые средства в Сахалинское месторождение, просто демонстрируют нелепость их положения. И не окажется ли так, что чиновники делают это специально? Чтобы все же заставить их (инвесторов) продолжить работать, но уже с гораздо меньшей выгодой, чем это было ранее?

В данной ситуации, иронизируют аналитики, единственное, чего никому не стоит опасаться, так это прихода в нефте- и газодобывающий бизнес иностранных инвесторов. Манера поведения, которую демонстрируют некоторые ответственные лица, прямо скажем, не сильно способствует повышение авторитета нашего государства. И потому желающих нести к нам деньги, увы, находится немного.