2006-06-14

Асимметричный спутник <br><i>Масса Луны каждый год увеличивается на несколько тонн</i>

Так еще в начале прошлого века люди представляли себе будущее освоение Луны. Джордж Джиллс, 'Лунная экспедиция', 1916 г.За год на Луне происходит до 3 тыс. сейсмических событий. Некоторые толчки лунной почвы достигают 5,5 балла по шкале Рихтера.

Казалось бы, Луна изучена вдоль и поперек и автоматическими станциями, и астронавтами «Аполлонов», но в связи с предстоящим освоением спутника землянами вдруг обнаруживается: далеко не все ее тайны раскрыты.

«Если космическая пылинка – метеор – влетает в атмосферу Земли, то через несколько секунд успешно там сгорает, – говорит руководитель отдела Луны и планет государственного астрономического института им. Штернберга, доктор физико-математических наук Владислав Шевченко. – На Луне, где нет атмосферы, картина иная. «Космические пришельцы» камнями падают с неба и взрываются, встретив твердую поверхность. Специалисты НАСА недавно подсчитали, сколько небесных тел обрушивается на наш спутник, и ужаснулись. За несколько лет сейсмометры сделали записи почти трех тысяч лунотрясений, 1700 ударов метеорных тел и девяти падений космических кораблей. Масса Луны каждый год увеличивается таким образом на несколько тонн».

До последнего времени считалось доказанным, что геологическая активность на спутнике давно прекратилась. Об этом говорят все астрофизические данные. Оказалось, что это не так. Многолетние наблюдения позволили зарегистрировать тысячи лунотрясений, большинство из которых многократно повторялись в одних и тех же очагах. За год на Луне происходит от 600 до 3 тыс. сейсмических событий.

«Выяснилось, лунотрясения можно разбить на четыре вида, – продолжает Владислав Шевченко. – Глубокие, источник которых располагается в 700 км ниже поверхности; колебания от столкновений с метеоритами; тепловые, вызванные расширением холодной коры, когда она после почти двухнедельной холодной ночи освещается Солнцем; и слабые, источник которых располагается на 20 или 30 километров ниже поверхности».

Сильные лунотрясения нечасты, зато слабых было зафиксировано за пять лет – 28. Некоторые толчки лунной почвы весьма сильны по земным меркам: 5,5 балла по шкале Рихтера.

Удивительная особенность лунотрясений – их существенная продолжительность, до 10 минут. Для нашей планеты такие колебания почвы – настоящий сейсмический марафон: землетрясения подобной силы обычно длятся не более полуминуты. Даже самые большие из них продолжались меньше двух минут. Отсутствие на Луне воды – главная причина длительности колебаний. Вода в горных породах служит на 3емле сильным амортизатором, гасящим вибрацию. А Луна – как большой камень или кусок железа: она звенит, подобно камертону.

Вибрации после лунотрясений продолжаются целый час, а иногда и дольше. «Их глубина больше, чем у любого землетрясения, наблюдаемого на Земле, – пишет по этому поводу в журнале Nature Кэтрин Л. Джонсон, геофизик из Океанографического института Скриппса (США). – Порознь эти небольшие землетрясения происходят с частотой несколько раз в день, к тому же подавляющее их большинство – в видимой стороне Луны. Эта асимметрия прибавляется к большому списку других асимметрий, наблюдающихся у нашего спутника».

Почти все зарегистрированные сейсмометрами за восемь лет наблюдений толчки произошли на видимой стороне Луны. На обратной же известно всего пять эпицентров лунотрясений, тогда как на видимой стороне их несколько десятков.

Подобная асимметрия наблюдается и в распределении по поверхности Луны основных типов рельефа – морей и материков. Практически все темные участки – лунные моря – находятся только на ее видимой стороне. Это равнины, сложенные темным материалом – базальтовыми лавами, подобными тем, что встречаются у нас на Среднесибирском плоскогорье. Светлые же участки занимают 2/3 видимой стороны Луны, а моря вкраплены в него отдельными небольшими по площади участками. Обратная сторона Луны, хоть и многократно запечатлена космическими зондами, остается тайной за семью печатями…

«Ясно, что будущие лунные базы должны противостоять подобным толчкам, – подчеркивает профессор Шевченко. – Так что впереди у проектировщиков немало работы: следует разработать такие материалы, которые выдержали бы многочисленные колебания и изгибы».